Учебно-производственная работа

Аман Бота Маликаждаровна

Аман Бота Маликаждаровна - заместитель директора по учебно- производственной работе.
Бота Маликаждаровна, окончив в 1993 году данный колледж своим целенаправленным трудом на протяжении 19 лет прошла путь от преподавателя до заведующего отделением, а с 2009 года является заместителем директора по учебно-производственной практике. Бота Маликаждаровна является преподавателем следующих бухгалтерско-экономических дисциплин: «Финансовый учет», «Экономический анализ предприятий» на государственном языке.
За добросовестный труд и преданность работе в честь юбилея колледжа Аман Б.М. награждена Почетной Грамотой областного департамента образования и Акима города, также к 20 –летию Независимости Республики Казахстан была награждена Почетной Грамотой Жезказганского политехнического колледжа и почетной грамотой ПрофКома колледжа.
Аман Б.М. является разработчиком плана стратегического развития колледжа на 2011-2016 годы, ПИР. Под ее руководством по всем техническим специальностям колледжа внедрены элементы дуальной системы обучения.
С целью самосовершенствования и желания на современном уровне вести уроки по преподаваемым дисциплинам, Аман Б.М. прошла курсы обучения в городе Стамбул/Турция по специальности «Строительство» в рамках проекта «Тренинг для преподавателей технического и профессионального образования», и курсы в АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» по программе «Дуальдік оқыту жүйесін енгізу жағдайында оқушылардың кәсіби дайындық сапасын басқару».
Аман Б.М. неоднократно участвовала в республиканских, областных конференциях и семинарах по внедрению дуальной системы обучения. Опытом своей работы она делится на страницах педагогический изданий. Аман Б.М. является наставником молодых преподавателей.


Профессиональная практика – неотъемлемая часть учебного процесса профессионального образования и эффективной формы профессиональной подготовки работников квалифицированного технического и обслуживающего труда к трудовой деятельности.
Производственное обучение является одной из основных частей всего учебного процесса, что позволяет закрепить и углубить теоретические знания. Для организации и проведения практик имеются следующие нормативные документы:
- закон «об Образовании»;
-государственный общеобязательный стандарт технического профессионального образования РК;
- государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы;
- типовые программы по производственному обучению;
- положения об организации и проведении профессиональных практик;
- договора о сотрудничестве;
- график учебного процесса;
- график прохождения практик.

На основе типовых учебных планов по всем обучающимся специальностям проводятся следующие виды практик:
- учебные;
- ознакомительные;
- производственно-технологические;
- производственно-преддипломные.

В практике работы колледжем используются разнообразные формы сотрудничества с работодателями и социальными партнёрами.
На сегодняшний день совместная работа с работодателями направлена качественной подготовке молодых специалистов соответствующим требованиям казахстанского рынка труда по следующей схеме:
- совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса;
- контроль качества подготовки специалистов;
- изучение рынка труда и трудоустройство выпускников колледжа;
- кадровое обеспечение образовательного процесса;
- интеграция учебного процесса с производством.

Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса реализуется через организацию и проведение производственной практики и стажировки преподавателей. Колледжем заключены договоры с ведущими предприятиями г.г. Жезказгана и Сатпаева, такими как:
-ТОО «Корпарация Казахмыс»;
- ПО «Жезказганцветмет»;
- ТОО «Вираж Сервис Караганда»;
- АО «Казахтелеком»;
- ТОО «КМ TRANCO»;
- АО «НК Казахстан темир жолы» «Карагандинское отделение дороги»;
- Управление юстиции г. Жезказгана;
- Налоговый комитет г.г Жезказгана и Сатпаева,
-ТОО «Казэнергосервис» и другими.
По специальностям «Финансы» и «Учет и аудит» составляются индивидуальные договора на прохождение практики с частными хозяйствующими субъектами.

По всем учебным, производственным технологическим и преддипломным практикам была разработана планирующая документация на основе типовых программ, имеющимся по всем специальностям.
Руководители производственных практик обеспечивают проведение всех организационных мероприятий перед выходом студентов на практику (инструктаж по технике безопасности, о порядке проведения практики, разработка индивидуального плана - графика практики); обеспечивают высокое качество прохождения практики студентами в соответствии с программой, контролирует ведения записей в дневнике; осуществляют контроль за обеспечением организацией, учреждением нормальных условий труда и быта студентов, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности; контролируют выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка; проводят консультации студентам по подготовке отчетов о практике, периодически представляет в отделение краткую информацию о ходе практики.
За каждой группой практикантов закрепляется наставник. Перед закреплением на рабочие места студенты проходят медицинский осмотр, курсы техники безопасности. Руководители предприятий постоянно курируют студентов, обеспечивают специальной одеждой, интересуются их учебными планами и программами. Представители этих организаций контактируют с администрацией колледжа, принимают участие в работе конференций, круглых столов, на государственных и квалифицированных экзаменах.
После практики студенты более осознанно изучают специальные дисциплины, что приводит к улучшению качества успеваемости на выпускных курсах, а также к высоким показателям защиты дипломных проектов.
Профессиональная практика на производстве является корректором приобретенных знаний и умений. Одно из направлений работы с социальными партнерами – трудоустройство выпускников колледжа.
В колледже разработана эффективная система взаимоотношений с предприятиями, союзами работодателей, службой занятости и другими социальными партнерами.
Основной задачей работы всего педагогического коллектива является максимальное содействие в трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной специальностью, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Содержание работы:
-контроль выполнения сроков практики и ее учебно-методическое обеспечение;
-заключение договоров с предприятиями и организациями;
-организация семинаров, круглых столов с целью отражения наилучших научных и практических достижений студентов на практике;
-информирование студентов о вакансиях, предлагаемых службой занятости города;
-организация встреч с работодателями и др.